Есть ли контрафакт? Почему в России хотят ввести маркировку стройматериалов

В 2024 году по инициативе Минпромторга в России должен пройти добровольный эксперимент по маркировке стройматериалов. Если его признают успешным, система станет обязательной для всех игроков рынка.

Как «Движению.ру» рассказали в ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак»), причиной стал разрастающийся нелегальный рынок. К примеру, доля фальсифицированной трубной продукции, сухих строительных смесей выросла до 30%, цемента — до 21,3%.

«Бетон, смешанный из некачественного цемента, не выдерживает перепадов температуры. Это стало одной из причин крупной проверки качества в 2019 году, когда в нескольких городах Сибири проводили контрольную закупку стройматериалов», — напомнили в ЦРПТ.

 

Эксперты выделяют еще две категории стройматериалов, где существует контрафакт.

Электро- и отопительные приборы. Чаще всего жалуются на качество водяных радиаторов отопления.

Материалы, обладающие риском эмиссии вредных веществ. Тут есть проблемы с сухими строительными смесями, теплоизоляцией, металлочерепицей, многослойным строительным стеклом, тротуарной бетонной плиткой.

Как объяснил председатель совета Ассоциации производителей строительных материалов, оборудования и сырья (ПСМ ЕАЭС) Роман Куприн, на этом рынке есть свои особенности контрафакта. В других сферах этим словом обычно называют товары, которые незаконно используют торговые марки другого производителя. Но в стройматериалах актуальнее проблемы с сертификацией, «разбодяживание» качественной продукции, продажа дешевой марки под видом более дорогой и нарушение стандартов производства.

«Для профессиональных участников строительного рынка эта проблема не столь значительна — они имеют возможность провести входной контроль качества продукции и не допустить на стройку небезопасную продукцию. А для индивидуального застройщика — это экономически практически неподъемная проблема. Ему приходится полагаться на честность и порядочность продавца», — сказал Куприн.

В 2021 году у Росстандарта отобрали функцию контроля и надзора за качеством стройматериалов. Эксперты считают это одной из причин роста числа контрафакта. Но власти не вернут старую систему контроля, так как она противоречит тренду на снижение нагрузки на бизнес. Поэтому решили обойтись маркировкой.

«Если регуляторы пойдут по пути минимальной финансовой нагрузки и ограничатся только маркировкой самого товара, то и рост стоимости, и эффективность будут минимальными. Продукция, скорее всего, подорожает в пределах 1–2%. Однако ситуация с контрафактом на строительных рынках практически не изменится», — рассказал Роман Куприн.

Другой путь — полноценная маркировка с отслеживанием каждой единицы товара, как это уже работает с табачной, алкогольной и молочной продукцией. Цена на стройматериалы, по подсчетам Куприна, в таком случае вырастет на 5–7%. В ЦРПТ с этим не согласны:

«По подсчетам НИУ ВШЭ, влияние маркировки на единицу продукции оценивается не более чем в 0,3% стоимости или в 42 копейки без учета стоимости кода маркировки. Более того, маркированные товары растут в цене намного медленнее, чем не маркируемые — производители знают, что под контролем и сдерживают цены. C учетом низких скоростей производства стоимость маркировки стройматериалов составит ничтожные доли процента в себестоимости».

Также в ЦРПТ считают, что небольшие производители не столкнутся с проблемами, если маркировка станет обязательной.

«Для них разработаны бесплатные сервисы ПО «Маркировка просто», мобильное приложение «Честный знак бизнес», которое позволяет работать через мобильный телефон или терминал сбора данных без применения сканера и компьютера, бесплатный сервис документооборота «ЭДО.Лайт». Все это позволяет внедрить маркировку с минимальными затратами», — уточнили в ЦРПТ.

Решение о проведении эксперимента по маркировке на строительном рынке предстоит принять правительству РФ.

Дополнительно Роман Куприн пояснил, что рост стоимости товара зачастую не коррелирует напрямую с ростом себестоимости. В качестве примера можно привести квадратный метр. Ни один продавец не откажет себе в удовольствии поднять цену на "более качественный" товар. А согласно Росстату индекс цен на молочную продукцию в 2022 году составил 118,72 к 2021 году (https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/1_12-01-2024.html).

 

Источник ДВИЖЕНИЕ.РУ https://dvizhenie.ru/media/78

Комментарии 0
Пожалуйста авторизуйтесь чтобы написать комментарий